Новый порядок ведомственного обжалования по ФЗ-289

Новый закон о таможенном регулировании в РФ (ФЗ-289) серьезно изменил порядок внесудебного обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов. Теперь к подаче жалобы надо относиться еще внимательнее, чтобы не затянуть процесс ее рассмотрения и не лишиться права на обжалование.

Мы выписали самые важные отличия нового порядка (ФЗ-289) от прежнего (ФЗ-311):

1. Жалоба в вышестоящий орган на решения, действия/бездействие таможни или регионального таможенного управления подается через саму таможню или РТУ (ч.1 ст.288 ФЗ-289). Жалоба на решения, действия/бездействие поста подается, как и раньше, в таможню. 

2. Подача жалобы не в тот таможенный орган увеличит срок её рассмотрения с 1 до 2 месяцев (ч.1 ст. 297 ФЗ-289).

3. Жалоба на решения, действия/бездействие ФТС России подается только в суд (ч.2 ст. 286 ФЗ-289). Раньше ФЗ-311 позволял подать такую жалобу в саму ФТС.

4. Жалобу можно будет подавать в электронном виде. Но только с 2022 года (ст. 300 ФЗ-289).

5. В ФЗ-289 нет требования о подтверждении полномочий руководителя организации, подписавшего жалобу (т.е. устав, свидетельство о гос.регистрации, решение о назначении руководителя можно больше не прикладывать).

6. Жалоба должна содержать основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены (ч.3 ст. 290 ФЗ-289). Раньше было достаточно изложить суть произошедшего.

7. Если вы пропустили срок подачи жалобы и не приложили к ней ходатайство о восстановлении срока на обжалование, повторно подать эту жалобу уже с ходатайством не получится (ч.6 ст. 293 ФЗ-289).

8. Хотя количество пунктов с основаниями для отказа в рассмотрении жалобы сократилось с 9 до 7, по существу ничего не изменилось. (ч.1 ст.293 ФЗ-289).

9. Обжаловать решение об отказе в рассмотрении жалобы теперь можно только через суд (ст.299 ФЗ-289). Раньше была альтернатива: через суд или вышестоящий таможенный орган. 

10. Если жалобу отозвать, то обратиться с жалобой по тем же основаниям ещё раз не получится (ч.2 ст. 294 ФЗ-289). ФЗ-311 подобных ограничений не устанавливал.

11. Больше нет упрощенного порядка обжалования для особых случаев (ч.3 ст. 286 ФЗ-289). Раньше ФЗ-311 позволял для недорогих товаров жалобу подавать в устном порядке и требовать немедленного рассмотрения.

12. Приостановить можно только обжалуемое решение, связанное с взысканием таможенных платежей, и только при условии предоставления денежного залога или банковской гарантии (ч.2 ст. 292 ФЗ-289). ФЗ-311 позволял приостановить любое решение при наличии достаточных оснований полагать, что оно незаконно. Но если приостановление решения раньше зависело от воли таможенного органа, то по ФЗ-289 отказать в приостановлении решения можно только в случае проблем с банковской гарантией (ч.6 ст.292 ФЗ-289).  

13. Специальные субъекты (таможенный представитель, владелец СВХ и пр.) и УЭО могут приостановить обжалуемое решение за счет своего профессионального обеспечения (ч.3 ст. 292 ФЗ-289). Раньше такой возможности не было.

14. Таможенный орган получил право объединять и разъединять жалобы для удобства рассмотрения (ст. 296 ФЗ-289). ФЗ-311 такого права не давал.

15. Изменились сроки:

  • рассмотрения жалобы (ч.1 ст. 297 ФЗ-289) - теперь это максимум 3 месяца, если жалоба подана не туда (см. выше пункт 2).
  • направления решения по жалобе (ч.6 ст.298 ФЗ-289) - на это дали 3 рабочих дня после вынесения решения. 
  • исполнения принятого решения (ч.5 ст.298 ФЗ-289) - срок увеличился с 10 до 15 рабочих дней.


Если вам нужна помощь по ведомственному обжалованию, пишите на noproblem@kzvg.ru или звоните +79219065611.


Для справки:

//285-300@ФЗ-289

Следите за новыми публикациями в нашем Telegram-канале и на сайте.

Игорь Казаков