Сертификат свободной продажи: что это, кому нужен и как получить

Иногда экспортеры спрашивают нас, как получить сертификат свободной продажи (Free Sale Certificate). Рассказываем, что делать.

Сертификат свободной продажи (FSC) - документ, подтверждающий, что продукция, ввозимая на иностранный рынок, соответствует обязательным требованиям безопасности в рамках законодательства, которые действуют в стране производителе и свободно обращается на внутреннем рынке. Он актуален для экспорта продуктов питания, косметики, товаров бытовой химии, лекарственных препаратов, медицинской техники и других товаров в страны, которые признают российский Free Sale Certificate (например, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки).

FSC бывает двух видов:

  1. для заключения контракта на определенную поставку товаров за границу;

  2. для регистрации (сертификации) продукции на территории иностранных государств.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2016 № 871 FSC выдает Российский экспортный центр (exportcenter.ru), расположенный в Москве. Услуга бесплатная. Срок выдачи сертификата - от 20 рабочих дней.

Сертификат выдается на английском языке, но может быть выдан по письменному заявлению на русском или другом языке в зависимости от требований принимающей стороны. FSC оформляется на каждую отдельную поставку продукции либо на каждое отдельное государство, указанное в заявлении. В случае, если все данные не умещаются на одном листе, к сертификату выдается приложение.

Документы, необходимые для получения сертификата:

  1. Заявление на выдачу сертификата, подписанное руководителем компании или доверенным лицом при предъявлении доверенности. Скачать бланк заявления можно на сайте РЭЦ в соответствующем разделе

  2. Копии документов, установленных законодательством РФ для производства и продажи продукции на территории страны, в том числе и об оценке соответствия,  или официальное письмо от уполномоченного органа, в котором указывается, что в отношении экспортируемого товара законодательством Российской Федерации требования не установлены. 

  3. Копия экспортного контракта на поставку, коммерческих и транспортных документов (инвойс, транспортная накладная) с указанием перечня продукции. Эти документы не требуются для оформления FSC для регистрации/сертификации продукции на территории иностранных государств.

  4. Для определенных типов товаров, например, для алкогольной продукции — лицензия на производство.

Также могут быть предоставлены дополнительные материалы, связанные с экспортом продукции, в том числе и презентация о компании или о продукте.

Указанные документы должны быть заверены и подписаны соответствующими лицами (руководителем, доверенным лицом, бухгалтером).

Сертификаты хранятся в электронном виде в течение 3 лет с даты выдачи.

Если требуется внести поправки в сертификат, то документы следует подавать заново.

В случае утери сертификата или его повреждения, необходимо написать заявление на выдачу повторного (при этом предоставлять документы заново не нужно). Новый сертификат вступает в силу с момента выдачи и внесения информации в электронную базу данных.

При оформлении FSC следует руководствоваться Положением о порядке оформления и выдачи сертификатов свободной торговли (приказ РЭЦ от 14.02.2017 № 11)

Следите за новыми публикациями в нашем Telegram-канале и на сайте.

Евгения Шкуренко