Подтверждение таможенной стоимости: что может запросить таможня

Полномочия таможенников позволяют им запрашивать любые документы и сведения, влияющие на достоверность определения таможенной стоимости товара. И то, что декларант не знает, как тот или иной документ может влиять на этот процесс, не означает, что таможня не права. Во всяком случае доказать обратное сложно, долго и дорого (т.к. скорее всего потребуется обратиться в суд).

Какие таможня может запросить документы и сведения?

П. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС предусматривает право таможни запросить:

  • коммерческие и бухгалтерские документы (от договора на поставку до документов по реализации товаров в РФ);

  • сертификат о происхождении товара;

  • документы и/или сведения (в виде пояснений), позволяющие проверить достоверность и полноту сведений, заявленных в ДТ и/или или содержащихся в иных документах.

Очевидно, что под такие определения можно подогнать практически любой документ.

Более конкретный список документов прописан в п.8 Решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42. В него включены таможенные декларации в стране отправления, лицензионные соглашения, транспортные документы, сведения о товаре и пр. Обратите внимание: это не закрытый перечень. 

Что запросить по конкретной сделке - будет решать непосредственно выпускающий инспектор (п.7 Решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42).

Но что делать, когда таможня запрашивает документы или сведения, которых или нет, или сложно достать, или не хочется предоставлять, т.к. таможня может понять все превратно?

Отказывать в предоставлении или игнорировать запрос в данной части не стоит. Необоснованный отказ в предоставлении документов таможня с легкостью использует для того, чтобы скорректировать таможенную стоимость товаров (заподозрив, что декларант скрывает какие-то обстоятельства, влияющие на достоверность её определения).

Обосновать отказ можно лишь на основании следующего (п.10 Решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42):

  • запрошенные документы не существуют или не использовались в рамках конкретной поставки (например, не было дополнительных соглашений к договору поставки);
  • иное лицо (поставщик, перевозчик и т.п.), которое могло бы предоставить декларанту документы или пояснения, отказывается их предоставлять (например, декларант не получил от поставщика пояснения о ценнобразовании на товар, которые он у него купил).

Потому, если какие-то документы или сведения не представляются по запросу таможни, то их непредставление обосновывается только исходя из выше указанных оснований.

Вот несколько формулировок, которые мы используем в подобных ситуациях.


Запрос таможенного органа (при поставке на условиях ИНКОТЕРМС-2010 CIF/CFR): Договор на транспортировку товаров; счета-фактуры, выставленные перевозчиком за транспортировку до места прибытия на таможенную территорию Россию.

Ответ декларанта: Согласно условиям внешнеторгового контракта от __ №__ с поставщиком цена товара определяется исходя из базиса поставки CFR или CIF Санкт-Петербург (ИНКОТЕРМС-2010), если иное не оговорено инвойсом. Стоимость поставленной партии определена исходя из базиса поставки CFR Санкт-Петербург (ИНКОТЕРМС-2010). 

Следовательно, в стоимость поставленной партии вошли расходы отправителя по оплате фрахта до порта назначения, погрузо-разгрузочных работ, расходов на таможенное оформление в стране отправления, упаковку, маркировку груза и пр. Иных расходов, не включенных в стоимость товара, не было. 

Таким образом, декларант в договорных отношениях с перевозчиком рассматриваемой поставки не состоял. Потому представить соответствующие документы по перевозке товаров не может.


Запрос таможенного органа: Предварительные заказы (деловая переписка) продавца-покупателя (производителя)

Ответ декларанта: Поскольку переговоры, предшествовавшие заказу, велись в ходе телефонных переговоров, представить деловую переписку не представляется возможным ввиду её отсутствия.



Следите за новыми публикациями в нашем Telegram-канале и на сайте.

Алексей Пятов