Дело было сложное: мы доказывали, что ЕЭК в свое время внес в ТН ВЭД ЕАЭС новый код для очистных угольных комбайнов 8430500002 с нарушением правил ведения классификатора и с нарушением Конвенции о Гармонизированной системе (которая лежит в основе ТН ВЭД ЕАЭС). Кажется, до нас такое никто не делал: не подвергал сомнению право ЕЭК решать, где какому коду быть и вообще задавать тон в деле классификации. И уж тем более их не тыкали носом в ГС, Конвенцию и протоколы о присоединении к ВТО.
Началось все в декабре 2016 года, когда мы обжаловали РКТ, которым таможня переклассифицировала очистной комбайн с 8430390000 (где эти комбайны всегда классифицировались) в новый код, который ввел перед этим ЕЭК и задрал пошлину с 0 до 7,5%. Мы прошли 2 раза цепочку от первой инстанции арбитража до кассации: сначала выиграли, затем проиграли. К сожалению, никто из судов, кроме Смоленского, не увидел фундаментальную проблему с кодом 8430500002, который ввел ЕЭК: он "нерабочий" - до него нельзя добраться, если классифицировать не потому, что "так сказали наверху", а строго и последовательно в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, примечаниями и пояснениями к номенклатуре. Декларанта в итоге заставили заплатить 20 млн. платежей, а брокера - 10 млн. штраф. по ст. 16.2 КоАП. Верховный суд самоустранился, даже несмотря на противоречивую судебную практику.
В конце 2019-го мы в первый раз пошли в суд ЕАЭС от имени брокера и... нам отказали - мы выбрали, по мнению суда, неверный способ защиты прав. Да, отдельные судьи были на нашей стороне и даже заявляли особые мнения, но решение коллегии было неумолимо.
Затем мы учли опыт, особые мнения и материалы из судебного дела, переосмыслили ситуацию и подали заявление от имени декларанта - крупной горнодобывающей российской компании. В этот раз коллегия суда ЕАЭС приняла решение в нашу пользу и удовлетворила все требования - даже официально пожурила ЕЭК за бездействие (что не провели мониторинг и не устранили проблему сами).
ЕЭК не мог оставить все как есть и подал апелляционную жалобу. К счастью, здравый смысл и верховенство закона возобладали: апелляционная коллегия по существу оставила в силе предыдущее решение, отменив только малозначительное требование о признании незаконным бездействия ЕЭК. Да, конечно, хотелось бы, чтобы суд и это оставил в силе, чтобы ЕЭК почувствовал, что нельзя сидеть и тихо клепать незаконные и ошибочные правовые акты, что нужно нести ответственность за решения, которые влияют на судьбы бизнеса всех стран Союза (а не просто ждать, отменят их в суде ЕАЭС или нет). Но это уже nice to have, а не must have.
Главное, что суд ЕАЭС подтвердил: коду 843050002 (5%) не место в ТН ВЭД ЕАЭС. Очистные комбайны теперь свободны.